Продано! «Ньюкасл» получил богатейшего собственника из Саудовской Аравии.
Ликованию фанатов «сорок» не было предела. 56-летнего английского миллиардера и владельца сети спортивных магазинов «Sports Direct» Майка Эшли, который стал собственником клуба в 2007 году, они ненавидели, похоже, не меньше всех своих заклятых «друзей» по английской Премьер-лиге. За продажу им клуба кому угодно, они готовы были голосовать не только двумя руками, а и ногами, а также другими частями тела. Весной этого года появился вариант продажи «Ньюкасла» Публичному инвестиционному фонду (PIF) Саудовской Аравии. Это был шанс на новую жизнь, на желаемые успехи не только в пределах Англии, а и в Европе. Но тогда сделка не состоялась, что стало следствием отказа регистрировать ее со стороны АПЛ.
После этого все, казалось бы, сошло на нет. Но оказалось, что это только лишь казалось. 7 октября 2021 года отныне должно быть вписано в историю клуба из Ньюкасл-апон-Тайна, что на северо-востоке Англии, если еще не золотыми, то, как минимум, большими и яркими буквами. Упомянутый PIF сообщил о приобретении контроля над «Ньюкаслом». Официально о сумме сделки ничего не сообщается, но информированные источники утверждают, что она составила 300-305 млн евро. Фанаты «сорок» от этой новости, похоже, были готовы сойти с ума в порыве радости.
Newcastle fans reaction after official takeover, here from St James’ Park. Exciting times are expected for the Magpies. ⚪️⚫️ #NUFC
[� @JoshHalliday]pic.twitter.com/uoPepjQXlP
— Fabrizio Romano (@FabrizioRomano) October 7, 2021
Если верить официальным данным, которые сопроводили новость о продаже клуба, сделка состоялась после того, как АПЛ получила «юридически обязывающие заверения» в том, что государство Саудовская Аравия не будет контролировать клуб. В свою очередь, сразу 80% средств на сделку было получено от Публичного инвестиционного фонда (PIF), а остальные 20% – из других источников. Утверждение об отсутствии связи между государством и PIF, мягко говоря, выглядит странным, если принять во внимание, что наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бен Салман является председателем фонда.
Но в PIF уверяют, что фонд – это одно, а государство Саудовская Аравия – совершенно иное. И связи между ними как бы нет. Но это все равно, что утверждать, будто «Газпром» в России находится отдельно от государства. Другим щекотливым моментом в приходе фонда из Саудовской Аравии в АПЛ является тот факт, что государство Саудовская Аравия постоянно обвиняется в нарушениях прав человека. И в этом вопросе на Аравийском полуострове ничего не меняется, и вряд ли будет меняться в ближайшие годы, если не десятилетия. Как говаривал красноармеец Сухов: «Восток – дело тонкое». Туда со своим уставом лезть как бы ни гоже. Но ведь оттуда наблюдается движение в обратном направлении, поэтому и хочет весь цивилизованный мир соблюдения общих норм и правил.
Эти самые нормы и правила, которые действуют в АПЛ многие годы, теперь в Англии буквально требуют изменить и ужесточить. Основной призыв к этому идет со стороны организации Amnesty International UK. Там сразу после продажи «Ньюкасла» заявили, что эта сделка является «чрезвычайно тяжелым ударом для правозащитников».
«Мы понимаем, что многие болельщики «Ньюкасл Юнайтед» сочтут этот день великим. Но это также очень тревожный день для всех, кто заботится о собственности английских футбольных клубов и о том, используются ли эти великие клубы для спортивной борьбы с нарушениями прав человека», – заявил исполнительный директор организации Саша Дешмук.
Но что фанатам «Ньюкасла» до всех этих опасений, если в настоящий момент их любимая команда откровенно пасет задних в турнирной таблице чемпионата Англии, занимая 19 место из 20 клубах, а в активе у нее несчастные 3 очка. И добыты они были «сороками» не одной победой в семи проведенных матчах сезона, а после ничьих в играх с «Саутгемптоном» (2:2), «Лидсом» (1:1) и «Уотфордом» (также 1:1). Им хочется побед и триумфальных эмоций! Приход в клуб собственников из Саудовской Аравии отменнейшая возможность получить в перспективе желаемое. «Ньюкасл» же купил не какой-то там очередной мультимиллионер, и не рядовой миллиардер, а, по сути, настоящий мультимиллиардер.
Капитал Публичного инвестиционного фонда (PIF) Саудовской Аравии оценивается в 320 млрд фунтов стерлингов. Повторимся, в 320! Для понимания этой суммы стоит вспомнить, что состояние владельца «Манчестер Сити» шейха Мансура, который до сих пор был самым богатым владельцем клуба в английском футболе, почти в 14 раз… меньше. Оно составляет 23,2 млрд фунтов. В свою очередь, состояние владельцев австрийского клуба «РБ Зальцбург» равно 15,7 млрд фунтов, а французского «ПСЖ», который занимает в данном финансовом реестре восьмое место, только 6,5 млрд фунтов. Прочувствовать разницу можно, но как бы и сложно одновременно.