Алексей Шатилов не видит спортивных перспектив у парижского клуба на топ-уровне.
31 мая 2011 года в истории французского «Пари Сен-Жермен» началась новая страница, а может даже и целый том. Именно в этот день было официально оглашено о приобретении инвесторами из Qatar Sports Investments контрольного пакета акций парижского клуба, вслед за чем пошли многомиллионные инвестиции в инфраструктуру и усиление состава «красно-синих». Последнее очень быстро дало результат на внутренней арене. Начиная с сезона-2012/13 и до сегодняшнего дня «ПСЖ» выиграл семь чемпионских титулов в Лиге 1 из девяти возможных. Лишь «Монако» в 2017-м и «Лиллю» в 2021-м удалось прервать гегемонию парижан, однако это только мелкие эпизоды, ведь в целом факт тотального превосходства «Пари Сен-Жермен» во французском футболе не подлежит ни малейшему сомнению.
Впрочем, ключевой задачей, которую руководство клуба ставит перед командой и тренерским штабом является победа в Лиге чемпионов. Этот турнир видится чем-то особенным для боссов «ПСЖ» и стал едва ли не идеей фикс. Показательным моментом стала позиция парижан в момент, когда подавляющее большинство топ-клубов Европы объединились с целью создания так называемой Европейской Суперлиги. «Пари Сен-Жермен» стал одним из немногих богатеньких грандов современности, который категорично выступал на стороне УЕФА, и последовавшая победа главной европейской футбольной институции, кажется, еще больше склонила ее высшее руководство к сближению «мостов» с инвесторами и боссами «ПСЖ».
Для того, чтобы выиграть Лигу чемпионов «Пари Сен-Жермен» уже прибегал ко многим уловкам: менял тренеров, приобретал топ-игроков калибра Неймара или Ди Марии, а нынешним летом и вовсе совершил кадровую революцию, пригласив в свой и без того неслабый с точки зрения имен коллектив таких мэтров современного футбола, как Лионель Месси, Серхио Рамос, Джанлуиджи Доннарумма, Ашраф Хакими и Джорджиньо Вейналдум.
Каждого новобранца в Париже подписывают с целью еще быстрее приблизить вожделенный момент – победу в Лиге чемпионов. Кто, как не Месси или Рамос, которые на двоих имеют восемь побед в наиболее престижном клубном турнире Европы, могут помочь привести «ПСЖ» к главному триумфу в истории? Но это выглядит так лишь на уровне абсолютного профана, коими, очевидно, в футболе и являются собственники парижан.
Еще никогда группа футболистов, пусть даже самых топовых в истории игры № 1, не завоевывала громких трофеев, и уж тем более не удерживалась на вершине надолго, а последний аспект станет следующей задачей для футболистов и тренеров «Пари Сен-Жермен», как только те сумеют выполнить «кандидатский минимум» в виде победы в Лиге чемпионов. История, наоборот, знает массу примеров, когда за счет фантастической организации и микроклимата в коллективе команды с куда меньшим статусом завоевывали серьезные трофеи, обыгрывая один за одним грандов. И этим моментом, кажется, в нынешнем «Пари Сен-Жермен» откровенно брезгуют.
Иначе сложно принять постоянные вмешательства в дела команды и клуба катарского шейха Хамада бин Халифы Аль-Тани, являющегося кровным братом владельца парижан. Этот, без сомнений, очень важный и уважаемый на родине деятель почему-то решил, что его мнение является невероятно ценным и значимым в футболе. Видимо, поэтому Хамад бин Халифа частенько публикует свою позицию по тому или иному вопросу, который касается «Пари Сен-Жермен». Среди недавнего – пост с намеком на потенциальную отставку Маурисио Почеттино с поста главного тренера парижан. «Лондон – красивый город. Вы это знаете», – написал шейх в адрес аргентинского коуча, намекнув на то, что портить отношения с Месси и иными лидерами руководство «ПСЖ» Почеттино не позволит.
Впоследствии Почеттино пришлось фактически оправдываться из-за нашумевшей замены Месси, хотя для профессионального футбола подобное выглядит, мягко говоря, дико. Главный тренер никогда не должен (для точности формулировки – может, но не обязан!) что-либо объяснять журналистам и уж тем более родственникам владельцев клуба, причем в публичной плоскости, куда последние позволяют себе выносить внутренние вопросы команды. Всегда подобные нюансы в успешных коллективах решались в раздевалке, а когда кто-то «выносил сор из избы» на всеобщее обозрение, тогда начинался ворох проблем, что, собственно, и случилось в «ПСЖ» впоследствии, когда в прессе пошло обсуждение потенциального конфликта между Килианом Мбаппе и Неймаром, гасить который снова своими комментариями был вынужден Почеттино.
Иными словами, в настоящий момент Почеттино вместо того, чтобы заниматься непосредственно футболом и налаживанием игровых взаимодействий в команде, выступает в роли такого себе детсадовского полицейского. Он вынужден усмирять амбиции некоторых членов коллектива, самооценку и самомнение которых своими комментариями в социальных сетях «подогревают» родственники собственника клуба. Условный Месси или Неймар, прочитав подобный пост от брата главного инвестора «ПСЖ», прекрасно понимает, что давление всегда будет оказываться на Почеттино, равно как и вся ответственность за потенциальные неудачи ляжет на плечи наставника. Да, так было всегда, и так будет, однако есть естественные причины неудач (травмы, неудачная подготовка команды, тактические просчеты и т.п.), а существуют искусственные, которые сейчас и создаются внутри «Пари Сен-Жермен».
Брат владельца «ПСЖ», равно как и сам собственник парижского клуба, должны четко понимать, что их комментарии в публичной плоскости нуждаются в безупречной согласованности с генеральной линией, которую гнет менеджмент парижан. Иначе ситуация будет напоминать известную в наших широтах басню про лебедя, рака и щуку, у которых ничего толкового сделать так и не получилось. И увольнение Почеттино, на которое так остро намекал брат владельца «ПСЖ», ничего не изменит в плане успешности самого проекта, равно как и последующие отставки еще десятка топовых специалистов современности.
Именно поэтому, пока существуют вот такие «вбросы» изнутри, коими отличается брат главного инвестора, проект «Пари Сен-Жермен» будет оставаться лишь красивой вывеской, за которой не будет громких побед на континентальном уровне. Впрочем, катарцы не сильно-то и скрывают, что парижский клуб, равно как и само присутствие в европейском футболе, им нужно для решения одной глобальной задачи – улучшения авторитета катарских властей на просторах так называемой Западной цивилизации. «ПСЖ» – это банальный политический проект, который сопряжен со спортом, и через который можно очень легко влиять на умы простых европейцев.
Собственно, победа в Лиге чемпионов и нужна «Пари Сен-Жермен» для того, чтобы войти в когорту избранных – тех, кто когда-либо был на европейском троне. После этого уже можно будет вести себя соответствующим образом, отвечая недоброжелателям в ключе – мол, вы сперва добейтесь такого, а уж потом побеседуем. Но пока распри все серьезнее начинают раздирать «ПСЖ» изнутри, и брат собственника клуба, кажется, сам того не понимая, лишь ловко подбрасывает дрова в разгорающийся костер.
Семейству Аль-Тани пора усвоить, что даже большие деньги не способны решить всего в футболе на короткой дистанции. Примером этому является нынешняя позиция Килиана Мбаппе, наотрез отказывающегося подписывать новую сделку с «ПСЖ», и торгующегося с мадридским «Реалом». Потому что «бланкос» – это многолетний футбольный бренд, проверенный временем, за которым сейчас стоит опытный менеджер Флорентино Перес, а «Пари Сен-Жермен» – проект, призванный удовлетворить тщеславие и геополитические амбиции конкретных людей, не имеющий под собой ни бизнесовой, ни спортивной основы.
И как бы критично автор этих строк не относился к идее Европейской Суперлиги, но если будущее континентального футбола УЕФА видит за такими проектами, как нынешний «Пари Сен-Жермен», то лучше уж, скрипя сердцем, принять детище Флорентино Переса и его соратников, чем позволять в открытую насмехаться профанам над святая святых – эмоциями и спортивным духом, за которые многие болельщики со стажем и полюбили в свое время футбол.