Илья Панаев проанализировал первый месяц работы Микеля Артеты в «Арсенале».
С того момента, как Микель Артета возглавил лондонский «Арсенал», прошел практически месяц, в течение которого испанец провел уже несколько поединков в АПЛ, а также кубковую игру против легендарного Марсело Бьелсы и его «Лидса». Новый наставник «канониров» привнес в игру команды несколько любопытных новшеств, которые изменили игру команды в лучшую сторону. А вот что именно позволило «Арсеналу» заиграть новыми красками и несколько выйти из состояния стагнации, стоит рассмотреть чуть подробнее.
Для полноты всей картины, давайте разберемся в предпосылках, которые заставили Артету покинуть беспроблемный Манчестер и перейти к самостоятельной тренерской практике в команде, игра которой нуждается в немедленных и радикальных изменениях.
Безусловно, испанец является настоящей легендой для многих лондонских болельщиков, и сам Артета не раз выражал свое желание однажды возглавить «канониров»: «После завершения карьеры игрока сказал жене, что однажды вернусь в «Арсенал» в качестве тренера».
Еще в бытность игроком, Артета частенько спорил с тренерским штабом на предмет тактических решений, а на футбольном поле регулярно подсказывал партнерам, как им стоит располагаться в различных игровых ситуациях и противостоять конкретным футболистам из команды-соперника. Именно за такой ответственный подход к делу его ценил Арсен Венгер, который видел в испанце как отличного созидателя, так и человека, на которого можно положиться с точки зрения понимания игры, что свойственно далеко не каждому профессиональному футболисту.
В 2016 Артета завершил карьеру игрока и практически сразу получил приглашение от Пепа Гвардиолы. Так испанец оказался в тренерском штабе «Манчестер Сити», где набирался опыта под руководством одного из лучших тактиков в современном футболе, попутно находя индивидуальный подход и раскрывая талантливых игроков «горожан». Рахим Стерлинг и Александр Зинченко – наверное, наиболее яркие примеры эволюции игроков при Микеле Артете времен его пребывания в Манчестере.
Сейчас, когда Артета находится у руля «Арсенала», можно говорить о его некоторой приверженности заветам своего более опытного соотечественника. И вот наиболее важные тактические аспекты этого обновленного «Арсенала».
Новая роль Мэйтленда-Найлза
Позиция правого защитника родной для Мэйтленда-Найлза не является, но он вынужден выполнять функции крайнего бека из-за отсутствия испанца Эктора Бельерина. При Артете англичанин стал куда более надежен в плане оборонительных действий и принял на себя довольно сложную роль так называемого «бровочника». Найлз регулярно подключается к атакам, в полной мере проявляя атакующие качества, свойственные ему уже как игроку средней линии.
Во время позиционных атак англичанин регулярно перемещается в полузащиту, трансформируя изначальную схему 4–2–3–1 в более атакующую 2–5–2–1, где ему как раз и отводится роль крайнего полузащитника, нацеленного на дальнейшее созидание. Найлз достаточно мобилен, что позволяет ему быстро возвращаться из атаки к оборонительным действиям, и наоборот. Артета старается в полной мере использовать потенциал молодого англичанина, а травмированному Бельерину еще только предстоит доказать свою значимость для наставника «канониров».
Возвращение к схеме с двумя опорными
При Унаи Эмери полузащита была одной из главных проблем команды. Артета же смог ее несколько нивелировать при помощи возвращения к схеме с двумя опорниками в лице Торрейры и Джаки, которые призваны помогать, наверное, самой нестабильной линии команды – обороне. У этого дуэта есть свои как сильные, так и относительно слабые стороны, однако именно дисциплинированность уругвайца играет наиважнейшую роль в выполнении им большого объема черновой работы. Таким образом, Торрейра предоставляет швейцарцу больше свободы в плане созидательных действий, но это не исключает компактности средней линии «канониров», которая появилась с приходом молодого испанского специалиста.
Джака времен Эмери был вынужден выполнять функции единственного опорника, что обнажило его не лучшие игровые и личностные качества: излишнюю вспыльчивость и недостаток атлетизма. Артета же постарался скрыть недостатки боевитого швейцарца, найдя ему пару в лице миниатюрного, но очень работоспособного Лукаса Торрейру.
Озил в роли лондонской «десятки»
Немец, наверное, как никто другой рад приходу Артеты, который отлично знаком с лучшими качествами Месута. Испанец дал Озилу регулярную игровую практику и возможность снова творить на футбольном поле: открываться между линиями и разрезать оборонительные редуты соперника при помощи классных длинных и средних передач. Озил по-прежнему является одним из самых талантливых игроков сегодняшнего «Арсенала» и, несмотря на то, что, возможно, лучшее время Месута в стане «канониров» уже позади, но он все еще может многое дать лондонцам в плане игрового креатива и футбольного интеллекта.
Вывод
У Артеты очень непростая задача. Он должен вернуть «Арсеналу» былую свежесть и разносторонность в атаке, добавив к этому еще и относительно надежную линию обороны. Резкие изменения в игре, безусловно, требуют большего количества времени, но испанец уже начинает воплощать некоторые тактические наработки в жизнь, что положительно влияет, по крайней мере, на внешнюю составляющую игры «канониров».
Артета вселяет в игроков, наверное, самое главное – веру в положительный результат в каждом из матчей, стараясь находить подход абсолютно к каждому футболисту. Пока за работой Артеты в «Арсенале», как минимум, интересно наблюдать, а повлечет ли за собой достаточно зрелищная игра положительный результат, мы увидим лишь спустя несколько месяцев его плотной работы с командой.